Логопед-дефектолог

Работа логопеда – дефектолога заключается в развитии всей речевой системы в целом: активация речевой активности, расширение словарного запаса, развитие речевого и физического слуха, артикуляции и моторики речи, грамматической составляющей речи, коррекция произношения, развитие связной речи.

В дошкольном возрасте коррекция речи происходит наиболее эффективно, так как в этом возрасте мозг ребенка отличается высокой пластичностью. Этому способствуют и любовь детей к звукам, и стремление овладеть ими, и способность все превращать в игру.

Дефектолог во время приема проводит диагностику уровня развития процессов познавания, таких как память, мышление, восприятие, внимание, воображение; готовность ребенка к школе; проводит занятия по активации познавательной деятельности и подготовке к занятиям в школе, включающая развитие речи (связанная речь, лексика, грамматика), знакомство с математикой (счет, количественные и пространственные представления) и грамотой (буквы, звуки, чтение), подготовка руки к письму (пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, работа в прописях).

Для чего нужны занятия с логопедом?

Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребёнка. Нет такой области деятельности человека, где не нужна была бы речь хотя бы на этапе обучения. Правильная речь позволяет ребёнку легче достигать успеха в обществе.
Речь является элементом адаптации. Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии. Часто родители считают, что плохая речь пройдет сама. К сожалению, это не всегда так.

У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности. Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдет в привычку.

Если ребёнок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.

Что делает детский логопед?

Широко распространенное мнение о том, что логопеды только "ставят" звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛОМ, а именно:

развитие общей речевой активности,

накопление словаря,

развитие физического и речевого слуха,

развитие грамматической стороны речи,

обучение навыкам словообразования и словоизменения,

развитие артикуляционной моторики,

развитие связной речи,

коррекция произношения.

Наиболее благоприятный возраст для логопедической работы.
Научить правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте.

Этому способствуют следующие особенности дошкольника:

1.Высокая пластичность мозга, т.е. способность быстро и легко переключаться на новые замыкания и так же преодолевать последствия их нарушений.

2. Способность все превращать в игру.

3. Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими.


Работа дефектолога имеет свои особенности и включает:

1. Диагностическое обследование познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения)
2. Диагностика (тестирование) готовности ребёнка к школе (усвоение программного материала)
3. Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми от 3 до 7 лет, направленная на активизацию познавательной деятельности.
4. Занятия по развитию и коррекции познавательных процессов у детей с ЗПР (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения);
5. Комплексные занятия (подгрупповые и индивидуальные) по подготовке детей к школе:
- развитие речи (лексика, грамматика, связная речь);
- формирование математических представлений (количественные представления, счётные навыки, пространственные представления);
- обучение грамоте( знакомство со звуками и с буквами, звуко-буквенный анализ и синтез слова, чтение и др.);
- подготовка руки к письму (пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, работа в прописях).